MEDI.RU - Подробно о лекарствах
Российский кардиологический журнал »» №4 2004

ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ  ПРОГРАММ  ДЛЯ  ВТОРИЧНОЙ  ПРОФИЛАКТИКИ ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ  ГИПЕРТОНИИ

Турсалиева Д.К., Романова Т.А., Джумагулова А.С.
Национальный центр кардиологии и терапии МЗ Кыргызской Республики, Бишкек

Резюме

С целью изучения влияния обучающих программ на динамику клинической симптоматики и модифицируемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у больных ЭГ был проведен анализ результатов работы Кыргызского клуба больных гипертонией. Оценивали осведомленность о болезни, комплаентность, регулярность терапии, владение навыками самоконтроля давления, динамику факторов риска и «конечных точек» исходно и через 2 года у 320 больных ЭГ г. Бишкек. В результате обучения у больных повысился уровень знаний о своем заболевании, снизилась частота факторов риска, что сопровождалось значительным улучшением клинической симптоматики заболевания.

Ключевые слова: эссенциальная гипертония, эффективность обучающих программ, вторичная профилактика.

Abstract

To study educational programs’ dynamic influence on clinical symptoms and modifiable cardiovascular risk factors in patients with essential hypertension (EH), the results of the Kyrgyz Hypertensive Patient Club activity were analyzed. At baseline and during the next two years of follow-up, authors assessed disease awareness level, treatment compliance and consistency, blood pressure self-control skills, risk factors dynamics, and end-point incidence in 320 Bishkek patients with EH. Due to the educational program, awareness level had risen, and risk factor prevalence had decreased, with parallel improving in clinical symptoms.

Keywords: essential hypertension, educational programs’ efficacy, secondary prevention.