ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ
ПРОГРАММ ДЛЯ ВТОРИЧНОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ ЭССЕНЦИАЛЬНОЙ
ГИПЕРТОНИИ
Турсалиева Д.К.,
Романова Т.А., Джумагулова А.С.
Национальный центр кардиологии и терапии МЗ Кыргызской Республики,
Бишкек
Резюме
С целью изучения
влияния обучающих программ на динамику клинической симптоматики и
модифицируемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у больных ЭГ был
проведен анализ результатов работы Кыргызского клуба больных гипертонией.
Оценивали осведомленность о болезни, комплаентность, регулярность терапии,
владение навыками самоконтроля давления, динамику факторов риска и «конечных
точек» исходно и через 2 года у 320 больных ЭГ г. Бишкек. В результате обучения
у больных повысился уровень знаний о своем заболевании, снизилась частота
факторов риска, что сопровождалось значительным улучшением клинической
симптоматики заболевания.
Ключевые слова:
эссенциальная гипертония, эффективность обучающих программ, вторичная
профилактика.
Abstract
To study educational programs’ dynamic
influence on clinical symptoms and modifiable cardiovascular risk factors in
patients with essential hypertension (EH), the results of the Kyrgyz
Hypertensive Patient Club activity were analyzed. At baseline and during the
next two years of follow-up, authors assessed disease awareness level,
treatment compliance and consistency, blood pressure self-control skills, risk
factors dynamics, and end-point incidence in 320 Bishkek patients with EH. Due
to the educational program, awareness level had risen, and risk factor
prevalence had decreased, with parallel improving in clinical symptoms.
Keywords: essential hypertension, educational
programs’ efficacy, secondary prevention.